Пьеса «Старик и море» написана драматургом Светланой Баженовой по одноименному рассказа Эрнеста Хемингуэя специально для Новоуральского музыкального театра.
«У меня два раза в жизни поднималась температура от книг: это были «Старик и море» Хемингуэя и «Превращение» Кафки…» - говорит режиссер Пётр Незлученко, отмечая, что о постановки повести Хемингуэя в театре думал уже несколько лет.
Пьеса Светланы Баженовой, сохраняя оригинальную историю, меняет местами персонажей: повествование ведется от лица мальчика, того самого, которого учил когда-то Старик ходить в море и ловить рыбу, но, с тех пор, как удача отвернулась от старого рыбака, родители Мальчика запретили им рыбачить вместе.
«Я не знаю, можно ли найти более неподходящий для сценического воплощения материал, чем «Старик и море» Хемингуэя… Я прочитала раз, другой, и вдруг задумалась, что же это за Мальчик, ребенок, для которого так важен – одного на всем свете – могучий непобедимый Старик»
Оставивший умирающего Старика в постели, Мальчик идет на берег, к остову невиданной рыбы, пойманной стариком, и проводит ночь в разговорах с ней, восстанавливая события дней, проведенных Стариком в море. Это – следственный эксперимент, диалог с самим собой, погружение в сознание, откровения горя и переосмысления жизни. Одна ночь, проведенная на пустынном берегу у скелета рыбы, превратившая вчерашнего мальчика в настоящего мужчину.
Это спектакль для малой сцены, в котором действо происходит в центре круга, образованного зрительскими местами, часть из которых решена в формате "мягкого зала". В центре сцены – клетка, обшитая светодиодными экранами, на которые в режиме реального времени транслируется фрагментарно внутреннее устройство клети с сидящим в ней актером – Евгением Недокушевым, сыгравшим в спектакле роли Рыбы и Старика. Роль Мальчика досталась Татьяне Бердниковой.
«Мальчик – образ собирательный. Я не играю мальчика как гендерный стереотип, скорее это история про человека, который еще не стал взрослым. Здесь условны и пол, и возраст. Важен переломный момент жизни, когда под давлением внешних факторов вдруг открываются ребенку очень взрослые вещи. И делают его взрослым», говорит актриса Татьяна Бердникова о своем персонаже.
Музыка в спектакле создавалась прямо во время постановки. Композитор Серёжа Сирин охарактеризовал жанр как оперный эмбиент. На электронный транс накладываются голоса солисток театра, которые подражают морским птицам, китам, декламируют Хемингуэя в оригинале и авторские ремарки Светланы Баженовой. Постановочная команда сотворила уникальную историю, наполненную звуками моря, сиянием огней кораблей в порту, подводных бликов и самых философских бесед, которые только может вести человеческая душа с океаном.
Этой постановкой Театр музыки, драмы и комедии закрыл 72-й театральный сезон.