История до 2012 года
Театр музыки, драмы и комедии - один из старейших театров системы ЗАТО, созданный в ноябре 1951 года по инициативе творческой и научной интеллигенции города. В архиве театра хранится документ, датированный 6 апреля 1950 года — это Постановление Совета Министров СССР, подписанное И.В.Сталином, которое гласит: «В части улучшения культурно-просветительского обслуживания обязать Главпромстрой Министерства внутренних дел СССР, Стройуправление МВД, Главстрой СССР и Уральскую базу. Руководителю технического снабжения (т.Чурин) закончить строительство и ввести в действие к 1 ноября 1951 года театр на 700 мест».
В 1968 году решением Министерства Культуры РСФСР театр был преобразован в «Свердловский областной театр оперетты». В новом качестве творческий коллектив открыл сезон опереттой Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Директором театра в те годы был А.И. Яковлев, руководивший нашим учреждением почти двадцать лет. Задачи, которые ему приходилось решать в первые же дни работы обновленного театра, были не из легких. Однако именно ему удалось собрать коллектив настоящих звезд оперетты, а также привлечь к постановкам лучших режиссеров жанра, дать театру тот необходимый творческий импульс, который предопределил его успех на долгие годы. С приходом Анатолия Яковлевича в театре появилось целое созвездие талантливых актеров: Ю.Чернов, И.Дасаева, В.Юзвенко, В.Гостищев, Л.Житков, Л.Арефьева, В.Горелов, И.Чернова, Р.Алонова, Л.Шакун, Г.Автайкина, Р.Кучерук, В.Сердюков, Т.Акулич, Ю.Мыльников, А.Кравчук, В.Сердюк, Ю.Руденко, а также солисты балета М.Захарова, Т.Караханова, М.Павлюченко, В.Бобрович, В.Тзапташвили, В.Загинайко. В театре начинали свой творческий путь будущий народный артист России Э.Жердер и заслуженная артистка России Р.Антонова. В 1976 году в труппу была приглашена заслуженная артистка РСФСР Ираида Лихачёва-Кунина, актриса большого творческого диапазона, любимица публики. В комедиях, водевилях, мелодрамах и оперетте она создала множество разноплановых образов, сыграв на сцене театра более 200 ролей. В 1982г. она получила звание народной артистки РСФСР, позднее ей было присвоено звание «Почетный гражданин города». Оригинальные работы знаменитых в жанре оперетты режиссеров К.Васильева, А.Кордунера, Б.Бруштейна, В.Курочкина способствовали творческому росту актёров, и как следствие – ещё большему успеху театра. Классическая оперетта в её лучших образцах на долгие годы стала ведущим жанром репертуара.
С неизменным успехом, более 20 лет, шла и «Холопка» Стрельникова. «Севастопольский вальс» Листова трижды восстанавливался разными режиссерами. Большой успех выпал на долю артистов М.Бахурина, А.Едугина, Л.Сиваевой, С.Владимировой, П.Паровишника, Г.Рословой, Л.Дмитриевой, М.Мосина. Сценографом 60 спектаклей был художник В.Скорик. Успеху театра способствовала и работа главного художника театра, заслуженного работника культуры РСФСР Я.П.Пясецкой.
Закрытому городу, появившемуся в суровое послевоенное время, театр был необходим, как важнейший фактор для поддержания стабильной социально-культурной ситуации. У истоков театрального искусства Новоуральска стояли заслуженный деятель искусств Лит.ССР, заслуженный артист ЯАССР В.Д.Бутурлин и заслуженный артист РСФСР П.А. Пузанов, ставший первым директором нового театра. Они прекрасно понимали все будущие творческие сложности, и именно тогда во многом была определена эстетика театра на долгие годы: чтобы успешно работать в закрытом городе с постоянной зрительской аудиторией, нужно было располагать обширным, постоянно обновляющимся репертуаром, привлекательным и интересным для горожан. Датой рождения нашего учреждения считается 5 ноября 1951 года, когда спектаклем «Счастье» по пьесе П. Павленко открылся первый сезон музыкально-драматического театра. Постановка была осуществлена В.Д. Бутурлиным, он же был и исполнителем главной роли. Репертуар театра тех лет долго и прочно был связан с именем А. Островского. Визитной карточкой театра в то время была оперетта «Рядом с тобой» Б. Александрова. С 1951 по 1968 годы коллективом театра было поставлено 175 спектаклей. В течение многих лет на сцене шли и драматические, и музыкальные спектакли: сценические воплощения произведений А. Островского, М. Горького, И. Тургенева, М. Шолохова пользовались у зрителей не меньшим успехом, чем оперетты И. Кальмана, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Дунаевского. Но самый громкий успех выпал на долю музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Спектакль шел на сцене театра более 20 лет. Как балетмейстер-постановщик, в нем дебютировал А.Г.Хорст, артист балета, хореограф, впоследствии - Заслуженный артист РСФСР и Почетный гражданин Новоуральска. На работу в наш театр Александр Георгиевич был приглашен в 1951 году, начиная с 1954 года, в качестве главного балетмейстера, он поставил более 150 спектаклей и 200 концертов.
В 1991 году театр возглавила директор Г.Г.Мишланова. В 1994 главным режиссером становится В.В.Долганов. Руководство театра активно начинает налаживать творческие связи с ведущими театрами страны, проводить масштабную работу по организации межрегиональных и международных гастролей. В эти годы вместе с признанными мастерами сцены в театре работает талантливая творческая молодежь: А.Бабенко, Э.Мартынюк, Д.Заводчиков, Л.Мурзина, В.Ворошнин, М.Сердюков, Е.Соколова, Е.Косик, В.Овчаров, Т.Уварова, А.Касацкий.
В этот же период на должность главного художника была приглашена Т.А. Мирова, дипломант и лауреат множества конкурсов, участник международных художественных выставок, впоследствии получившая почетное звание «заслуженный работник культуры РФ». Высокий уровень квалификации и огромный опыт позволили Татьяне Алексеевне осуществить на сцене театра свыше 70 постановок. Именно в это время, время «перестройки и гласности», творческий коллектив получил возможность заявить о себе, как о серьезном конкуренте на театральных площадках страны и за ее пределами. В театре появляются новые сценические технологии, собственная студия звукозаписи. Заслуженным артистом России Л.Житковым, при поддержке главного режиссера В.Долганова, на базе театра была организована детская театральная студия, ставшая впоследствии основой театра-студии «Пластилин». Главным направлением деятельности коллектива стала работа с талантливыми детьми и подростками, постановка музыкальных и драматических спектаклей. Имена многих выпускников «Пластилина» сейчас известны не только в Новоуральском городском округе, но и всей стране. Некоторые из них впоследствии связали жизнь с театром и сейчас имена Е.Кузнецовой, А.Колмогорова, Т.Беловой хорошо знакомы зрителям Новоуральска.
В 1995 году в театре начинают работу камерный оркестр под руководством главного дирижера Ю.Соснина, а также вокальный ансамбль духовного песнопения «Преображение» под управлением Е.Решетниковой.
В 1996 году под руководством главного режиссёра В.Долганова, заслуженного работника культуры РФ, состоялись первые международные гастроли театра. Зрители Польши и Германии восторженно принимали уральских артистов. Успех в Люблине, Познани и Берлине придал труппе уверенности в своих силах. На сцене ставятся спектакли новых для театра жанров и направлений: «Кошки» Э.Л.Уэббера, «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу, «Тихая семейка» Юрия Милютина, «Ночной визит или Колокольчик» Гаэтано Доницетти.
В 1997 году выступление молодых солистов на Международном конкурсе артистов оперетты имени М.Водяного в Одессе заставило говорить о театре из Новоуральска даже самых маститых театральных критиков. Звания Лауреатов престижного конкурса получают Елена Соколова, Наталья Грибанова , Евгений Баранников. Специальным призом отмечена работа концертмейстера театра Елены Погосовой.
В 1998 году художественным руководителем театра становится Лауреат премии комсомола Белоруссии В.О.Цюпа. В этом же году Конгресс интеллигенции России наградил коллектив Золотой медалью им. Академика Д. С. Лихачева. Театр был назван лучшим музыкальным театром года в рамках проходившего тогда конкурса «Окно в Россию».
В 2000 году на фестивале Высшей Национальной театральной премии «Золотая маска» был номинирован спектакль «Ах, высший свет!» (постановка главного режиссера В.Г.Бородина). Работа была отмечена Дипломом фестиваля и получила много лестных отзывов у профессиональных столичных критиков.
Диплом фестиваля Малых городов России, организованного Театром наций в Москве — еще одна награда этого года.
Свое пятидесятилетие театр отметил большими гастролями в Москве, проходившими на сцене Российского Академического Молодежного театра, которые освещались телеканалом «Культура».
В 2004 году театр становится дипломантом фестиваля муниципальных театров Уральского региона «Новый взгляд».
Спектакль зонг – фантазия «Прощай, Харон!» (либретто и постановка Г.Молебновой) удостоен сертификата Международной выставки – акции «Будущее без наркотиков» (2005г.) и диплома лауреата областного конкурса «Камертон» Законодательного собрания Свердловской области (2006г.) Спектакль «Я ей нужен» - режиссёр-постановщик А.Мальцев, награждён двумя дипломами лауреата регионального фестиваля – конкурса «Ирбитские подмостки – 2006».
Только с 2001 по 2006 год для горожан и жителей Урала и Сибири показано около 1900 спектаклей, количество зрителей приблизилось к полумиллиону, а доходы выросли в 2,6 раза. И вполне закономерно, что в 2006 году Театр стал лауреатом международной премии «Лидер экономического развития России», а директор театра М.В.Белых и И.Д.Лихачёва–Кунина внесены в общероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России».
Сезон 2008-2009 венчался премьерой нового мюзикла «Ночь перед Рождеством», поставленного главным режиссером Б.Лагодой по мотивам произведения Н.В.Гоголя, которая состоялась 24 апреля и имела оглушительный успех у зрителей и профессиональных критиков. В 2010 году спектакль получил награду фестиваля «Территория культуры «Росатома» в номинации «Лучший музыкальный спектакль».